14.06.2016
17:01

просмотров2094

Источник:
M24.ru

Разделы:
Читать

Рубрики:
Культура

Метки:
МХТ имени Чехова, Филипп Янковский, артист, любовь, премьера, роли, сцена, театр

Распечатать

Филипп Янковский: "Сыграть Гамлета? Почему бы и нет?.."

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В МХТ имени Чехова с огромным успехом идет премьерный спектакль Виктора Рыжакова "Dreamworks* *Мечтасбывается" по пьесе Ивана Вырыпаева. Главную роль в постановке, собирающей полные залы, исполнил Филипп Янковский. Мы встретились с Филиппом в перерыве между репетициями и поговорили о мечтах, новом театре, Константине Богомолове, Андрее Тарковском и о том, что такое любовь.

– Вы вернулись из режиссуры, где провели довольно длительное время, на театральную сцену. Где чувствуете себя органичнее: в актерском амплуа или в кресле режиссера?

– Профессии смежные, они недалеко друг от друга ушли. Я освоил обе, поэтому теперь мне комфортно и как актеру, и как режиссеру. Правда, фильмы уже давно не снимаю, сконцентрировался на театральной сцене. Это мое первое образование, безусловно, любимое, поэтому в большей степени я все-таки артист. Впрочем, это как велосипед: если научился на нем ездить, то можно уже как угодно экспериментировать. Или сравнимо с биатлоном: там и на лыжах катаются, и стреляют из двух позиций. Особых проблем нет.

– Первая роль после камбэка – Митя Карамазов в спектакле Богомолова. Сейчас премьера "Dreamworks* *Мечтасбывается" – и снова громкие имена: драматург Иван Вырыпаев, режиссер Виктор Рыжаков. Чем вас привлекла пьеса и ее главный герой Дэвид?

– Артист выбирает работы по степени амплитудности персонажа, которого играет. Здесь воедино сложилось много факторов. Вырыпаев – замечательный драматург, мне кажется, один из лучших на сегодняшний день современных российских авторов. Его очень интересно играть. Это тексты, которые востребованы, они находят отклик в сердцах зрителей. Я уж не говорю о том, что МХТ – моя любимая сцена, театр, в котором я учился. Ну и, бесспорно, интереснейший режиссер Виктор Анатольевич Рыжаков. Тандем "МХТ – Рыжаков – Вырыпаев" – гарантия качества. С большим энтузиазмом начал репетировать, несмотря на то что театр априори тяжелая работа, как и любая другая.

Фото: Екатерина Цветкова

– Для вас роль Дэвида – энергетический вампир или донор? Больше отдаете или получаете?

– Любая роль на сцене – энергетический обмен со зрителем. Если в кино он немножко затянут, через какое-то время, допустим, когда фильм выходит через год, артист уже может забыть, что он играл. Тут все происходит мгновенно и одновременно. Другая специфика существования, поэтому мы, артисты, окончившие профильные вузы, так любим театр. Именно благодаря моментальной отдаче.

– При просмотре пьесы возникает иллюзия, что Dreamworks во многом ваша личностная история...

– В 99 процентах артист никакого отношения к своему персонажу не имеет, но любой материал необходимо пропускать через себя. Это Станиславский: "...через сознательную психотехнику артиста к подсознательному творчеству самой природы". Играя Гамлета, необязательно убивать Клавдия, достаточно представить ситуацию. Артист на то и артист, что любит игру как таковую. А если амплитуда героя большая, становится еще интереснее. Чего ждет зритель? Эмоций, идущих со сцены, возможности подключиться к персонажу, увидеть в нем себя, знакомые ситуации, чувства. Тексты Ивана Вырыпаева как раз максимально близки людям и актуальны. Мы получаем огромное количество добрых слов от зрителей, благодарящих за возможность сопереживать. Наша актерская миссия – давать гамму таких эмоций.

Спектакль Dreamworks с каждым разом идет все легче, исчезает напряженность, волнение. Фразы постепенно перестают быть просто набором словом, а становятся частью тебя, твоим телом, движением. Ведь как проходят премьерные постановки? "Произнес текст? Весь? Ничего не забыл? Фух, слава Богу!" Тем более монологи у нас огромные, сложные. Но уже сейчас они вплавляются в твое естество, ведь по сути что такое актер? Это слово и пластика. Думаю, в новом сезоне спектакль уже приобретет отточенные черты, хотя, конечно, в театре ничего никогда не застывает, продолжая развиваться.

– Поймала себя на мысли, что главный персонаж Dreamworks в чем-то напоминает героя фильма "Полеты во сне и наяву", блестяще сыгранного вашим отцом Олегом Янковским. Изменились обстоятельства, время, декорации, быт, но пустота, одиночество, искания остались прежними. Как вы считаете, возможно здесь провести подобную параллель?

– Наверное, это удел театральных и кинокритиков – искать параллели, анализировать, делать выводы и заключения. Мое дело – честно прожить судьбу главного героя, только это важно, только за этим необходимо следить. Но я уверен, Вырыпаев смотрел все эти значимые фильмы, они оставили след и в его душе, и в творческом развитии. И Рыжаков, безусловно, не мог не сопоставить. Каждое поколение пропускает через себя все лучшие произведения своего времени. В свою очередь "Полеты во сне и наяву", например, выросли из Вампилова, а если смотреть еще глубже, то и из Антона Чехова.

Фото: facebook.com/МХТ-им-АП-Чехова/Сергей Петров

– В спектакле часто звучат слова "любовь", "отношения", "мужчина", "женщина". Вы как человек, проживший в браке больше 25 лет, знаете ответ на вопрос, что такое любовь?

– Искусство на вопросы не отвечает, оно их задает. Моя задача какая? Посеять зерно мысли, и пусть каждый ищет ответ сам. А ответа на ваш вопрос и вовсе быть не может. Любовь – одна из самых сложных для объяснения и понимания субстанция. Единственное, что я желаю каждому человеку – ее ощутить. Как говорит персонаж нашего спектакля Элизабет, эти вопросы возникают только у того человека, который по-настоящему любовь не постиг. У переживших ответы есть. Не хочется быть ментором и кого-то учить, я просто желаю каждому из ваших читателей испытать любовь. Если бы можно было узнать ответы из книжки, но нет, увы. Только собственный опыт помогает понять очень многое.

– Давайте вернемся к вашей работе с Константином Богомоловым. Вы играете Митю в его постановке "Карамазовых". Константин Юрьевич сейчас на пике популярности, он законодатель театральных провокаций. Насколько вам близка его эстетика? Ваш личный Достоевский и богомоловское прочтение совпадают?

– С Богомоловым невероятно интересно. Для артиста счастье сотрудничать с режиссером такого уровня и такой фантазии. По методу работы он не похож ни на кого. Получаешь колоссальный опыт, раздвигаешь собственные рамки, уходят стереотипы. Богомолов учит смотреть на мир по-другому, он образованнейший человек, талантливейший. Мне повезло, я служу в МХТ, наш худрук – Олег Павлович Табаков – сам актер и режиссер. Он дает артистам шанс сотрудничать с абсолютно разными мастерами, у нас нет диктата. Это позволяет и свой диапазон менять, и играть в разных сценических техниках, и видеть диаметрально противоположные подходы к театру.

Что же касается Достоевского, он настолько сложный, многогранный автор, и, естественно, мое восприятие отличается от того, какими видит его романы Богомолов. Но ему как режиссеру удалось главное: он сделал из "Карамазовых" нечто максимально современное. Классический вариант известен любому, есть экранизации текста. Богомолов – это, на мой взгляд, новый театр, принципиально иной. Мы часто бываем на гастролях, вы не представляете, с каким вниманием и отечественная публика, и заграничная встречает его постановки. Это не наша маленькая местечковая радость, а действительно культурное событие в жизни России, да и во всей Европе.

– 14 июня в Ивановской области начинается фестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало". В одноименном фильме мэтра вы еще совсем маленьким сыграли одну из ролей. Что побудило вас поехать на фестиваль в этом году и какое влияние на вас оказал Андрей Арсеньевич?

– Великий фильм и великий режиссер. Горжусь тем, что работал в этой картине. Считаю себя частью этого мощного проекта. Андрей Арсеньевич лично утвердил меня на роль: я как раз играю его маленького. Безусловно, я и моя семья (отец снимался в "Ностальгии") всегда с огромной любовью относимся к этому художнику. Раньше не удавалось приехать на фестиваль, но сейчас в год его 10-летия все складывается удачно. Да и по большому счету я чуть ли не единственный, кто еще жив из действующих артистов... Ну и немногие дети, снявшиеся в детстве в кино, стали профессиональными актерами – публике интересно на нас посмотреть.

– Кстати, о детях. Ваши сын и дочь тоже выбрали актерскую стезю. Вы поощряли их выбор?

– Мы с Оксаной с уважением отнеслись бы к любому их самостоятельному решению. Но наши дети рождены в актерской семье, у них генетически заложены способности. Иван уже профессиональный артист, у него прекрасные работы и на сцене, и в кино, сейчас он снимается, получает призы. Сыграл Германа в блестящей работе Павла Лунгина в фильме "Пиковая дама". Я вижу в Ване талант, желание работать, понимание, сколько надо вложить труда и души в профессию. Лиза тоже учится в ГИТИСе, 2-й курс оканчивает. У нее еще все впереди. Мы – счастливые родители.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Мы начинали разговор с премьеры "Мечтасбывается". Мечты Филиппа Янковского часто сбываются?

– Наверное, да. Каждый человек должен к этому стремиться. Конечно, можно мечты разделить на мелкие и глобальные. У меня есть семья, дом, роли, сцена. А если охватывать вселенную, думать про мир во всем мире и что-то для этого делать, то и здесь все будет двигаться к лучшему. Работа каждого человека на земле – мечтать о хорошем, о добром. Тогда, мне кажется, все будет…

– У вас есть роль мечты? Гамлет, например, как бы банально ни звучало.

– Гамлет... Почему бы и нет? Вот спроси футболиста, в каком клубе он хочет играть, любой ответит: "Мадридский "Реал". Так и у нас. Банально с одной стороны, но Гамлет же настолько объемный, сложный, конечно, хочу его сыграть. А еще Хлестакова и Сирано де Бержерака.



Ольга Косолапова

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть