Новости

Новости

08 июня 2016, 13:40

Общество

Неравенства в системе образования допустить нельзя – Духанина

Фото: er.ru

Почему нужно защищать систему образования? Какие вопросы волнуют родителей школьников? Об этом корреспонденту m24.ru рассказала член Общественной палаты Москвы, директор учебного центра "Наследник", победитель предварительных выборов "Единой России" Любовь Духанина.

– По какой причине вы решили заняться политической деятельностью? Наверное, работа директором школы отнимает много времени. Почему же все-таки политика?

– Я долгие годы активно занимаюсь общественной деятельностью. Являюсь членом Общественной палаты, председателем комиссии по науке и образованию, членом Всероссийского общественного фронта. Образование является основным направлением моей работы и в палате и во фронте. Я многие годы занимаюсь общественным контролем со стороны наших граждан за тем, что происходит в системе образования. Мы делаем это через различные мониторинги, круглые столы, общественные слушания, "горячие линии". И дальше мы обсуждаем результаты нашего изучения ситуации по тому или иному поводу. Обсуждаем на круглых столах и направляем рекомендации в правительство, Думу, министерство. Иногда в несколько министерств, если это касается, например, медицины в школе – сразу и в Минздрав, и в Минобр.

При этом мы действуем очень открыто, и всегда приглашаем к нашей деятельности представителей власти. Для того, чтобы они могли услышать мнение людей, реальные оценки того, что происходит с точки зрения граждан. И фактически на этом наше влияние заканчивается. Сегодня ситуация такова, что оценка состояния образования гражданами и представителями властных структур очень серьезно отличаются. Власть, в основном, довольна тем, что происходит в системе образования, граждане высказывают много негатива по тем же процессам, которые происходят. На существенные преобразования в системе можно влиять только через изменение нормативно-правовой базы.

В Москве завершилось предварительное голосование "Единой России"

Чтобы изменять на уровне закона, нужно иметь соответствующие полномочия. До этого момента мы занимались каким образом? Мы вносим предложения, и реально очень терпеливо пытаемся убедить власть, что она должна что-то изменить – депутатов Госдумы, чтобы они прислушались. Но самый эффективный механизм реализации изменений в соответствии с тем, как думают граждане, это инструменты, которыми обладают депутаты Госдумы. Они могут вносить поправки и менять законы. Поэтому мы с коллегами, понимая, что именно мы хотим изменить в системе образования, обсуждали и приняли решение, что я буду баллотироваться для того, чтобы попытаться победить и как можно эффективнее влиять на систему образования.

Сегодня общественные организации действительно обладают большими возможностями на территории страны. Президент демонстрирует, что он слышит. Он действительно встречается со Всероссийским народным фронтом. После наших встреч получаются поручения президента, которые затем выполняет правительство. Потом фронт контролирует и говорит, что правительство сделало, а что нет. Но это очень растянутые во времени процессы. Нам нужно в стране выстроить такую систему влияния со стороны граждан, чтобы она быстрее работала. Поэтому я и приняла такое решение, я считаю, что если смогу победить, основная моя задача – защищать и развивать систему образования.

Защищать нам есть что. Например, если мы говорим об учителях на территории Москвы и Санкт-Петербурга более легкая ситуация, но у нас есть регионы, где бессистемно выплачивается зарплата, где есть задержки. Есть регионы, где дети не обеспечиваются на старших ступенях бесплатными учебниками, несмотря на то, что закон об образовании гарантирует бесплатные учебники для любого ученика в школе. И делать это можно, только имея достаточно серьезные полномочия.

Новый раунд дебатов: что волнует москвичей

– Почему вы решили принять участие в предварительном голосовании? Какие вопросы поступали от жителей во время подготовки к нему?

– Первое человеческое ощущение, когда я принимала решение – мне было интересно попробовать. Я вообще очень мобильный человек, и отношусь ко всему новому и современному всегда с большим интересом. Для меня возможность пройти новую систему изнутри была шансом попробовать себя внутри такой системы. Фактически, это некий тренажер выборов. Теперь о вопросах, которые задаются. Конечно, людей интересуют вопросы сегодняшнего дня, уровня их жизни. Каков уровень питания, медицинского обслуживания, как сделать так, чтобы дети действительно имели возможность получить хорошее образование – и дошкольное, и школьное, и профессиональное, – вот о чем больше всего дискуссий на встречах. И, конечно, быть трудоустроенным.

Фактически, вопросы касаются двух этапов жизни – сегодняшнего качества жизни и возможностей, и вопросы будущего. Они тоже называются как конкретные вопросы в привязке со своими пожеланиями, идеями. Вопросы сегодняшнего дня – медицинское обслуживание. Вопросы к укрупнению поликлиник, к сокращению стоматологических кабинетов, к сокращению мест, где могут заниматься ЛФК, к сложности записи, к недостатку бесплатных лекарств. Граждане высоко оценивают уровень высокотехнологичной медицинской помощи, которая есть в стране. У нас был большой проект по здравоохранению, и действительно в России появилось много высокотехнологичных хорошо оборудованных центров. Сейчас граждане ставят вопрос о реабилитации после оказания такой помощи. То есть помощь оказана очень хорошо, но не хватает лекарств на период реабилитации.

Вопросы, связанные с образованием. Основной вопрос – доступность качественного образования. Фактически, у нас сейчас идут процессы, связанные с тем, что дети из низкоресурсных семей, где нет серьезного финансового достатка, не имеют тех возможностей, что дети из обеспеченных семей. Сегодня репетиторство спустилось со школы в детские сады. Родители очень активно пытаются учить дошколят чтению, письму, чтобы они были успешны в школе, но, как правило, это делается за дополнительные деньги.

Фото: ТАСС/Владимир Зинин

Начальная, средняя и старшая школы показывают увеличение количества репетиторов. Это показывают опросы. Из московских семей порядка 80 процентов отметили, что они пользуются услугами репетиторов к ЕГЭ. Это может быть и на территории школы, и вне ее. Фактически, у нас в системе образования появился тренд на социальное неравенство. И этого нельзя допускать, нам нужно выстроить систему образования так, чтобы для любого ребенка, независимо от уровня достатка в семье, было гарантировано хорошее качественное образование. Наше понимание, что система образования является социальным лифтом. И нам нужно эту позицию в стране сохранить.

– Каким образом мы можем этого достигнуть? К примеру, есть типовая школа или детский сад. Если ребенок из малообеспеченной семьи, как правило, уже есть затруднения с тем, чтобы там обучаться. Есть ли способ решить эту проблему? Сделать определенные детские сады, в которые будут приниматься все на общих основаниях?

– У нас самые большие разногласия между учеными, педагогами-практиками и родителями находятся в переходе из дошкольного в школьный возраст. Родители считают, что ребенок, идя в первый класс, уже должен читать, писать, считать. Учителя при приеме в первый класс, очень долго проводили тестирование, где спрашивали, умеет ли ребенок это. При этом все ученые считают, что это требование не может предъявляться к ребенку на выходе из детского сада. Задача детского сада – максимально гармоничное развитие ребенка, комплексное, а не формирование в нем каких-то конкретных практических навыков внутри учебных дисциплин.

Что делает государство, чтобы правильно мотивировать правильное развитие в дошкольном возрасте, и разрешить этот смысловой конфликт? В Москве и во многих городах уже вводится электронная запись в школы. Когда родитель может записать ребенку в школу, не приходя в нее, а через интернет. И тогда данный ребенок не подвергается входному тестированию, а приходит и начинает учиться в соответствии со своим возрастом. Педагогам в стране нужно много работать с родителями, чтобы они предъявляли к ребенку более адекватные требования, которые полезны реально ребенку в большей степени, а не то, что услышал родитель, обсуждая это со своими знакомыми.

– Вопрос про летний отдых. Насколько я помню, эту проблему удалось решить во время предварительных выборов, то есть было принято решение о создании лагерей на базе спортивных и общеобразовательных школ. Скажите, как решалась эта проблема?

– Родители на встречах часто говорили, мол куда мне деть ребенка на время каникул, я должна работать, муж тоже, чтобы не потерять работу. А сегодня, в этой экономической ситуации, многие очень за это беспокоятся. При этом нет возможности куда-то отправить ребенка – нет бабушки, дачи и финансовых средств, чтобы оплатить путевку. Путевки сегодня действительно очень дорогие, очень мало семей могут себе это позволить. Мы делали опрос, получилось, что более 63 процентов родителей–москвичей не имеют возможности купить путевки. Это означает, что дети из этих семей должны будут три месяца находиться в квартире с телевизором и интернетом. У нас не очень пока развита история дворовых игр, команд. Непонятно, как ребенок в течение дня будет кушать, потому что он остается один на день, даже если мама с вечера наготовила что-то.

Поэтому для меня была очевидна потребность организации в это лето таких лагерей. Я спросила у других кандидатов, которые шли по другим округам – они тоже подтвердили, что у них этот вопрос поднимается. Тогда я предложила объединиться в группу, и так как у нас единое совещание организовывала "Единая Россия", естественно, мы предложили московскому региональному отделению выйти совместно с этой инициативой. Вовлекли в решение депутатов московской Думы, без них реально это невозможно решить, обратились с просьбой-предложением к Сергею Собянину, он встретился с нами. Но перед этим, мы понимали, что нам нужно сформировать и описать, в каком виде мы видим эту "Московскую смену". И провели опрос, в котором поучаствовало более трех тысяч родителей.

Когда удалось создать группу, я поняла, что мы встречаемся с каким-то количеством населения, а может быть, это только этим людям нужно? Может, на самом деле, эту задачу не так массово надо решать, а в меньших объемах? Поэтому я разместила на change.org петицию, и сегодня там подписей около 50 тысяч. Уже за пару дней было более 10 тысяч подписей. Это было серьезным сигналом мне, что тема острая, и нужно найти способ ее решить. Встретились с Собяниным, но еще до встречи с ним мы начали переговоры с профильными департаментами. Состоялась встреча с директорами школ. Они сказали, что в июне многие школы загружены ОГЭ и ЕГЭ, многие будут ремонтироваться, кстати за последнее время в Москве очень большое количество школ хорошо отремонтированы и оснащены, и встал вопрос на базе каких учреждений это делать, и как долго. Департаменты предложили сделать одну смену, в июне, но опрос родителей показал, что потребность есть в основном в июне-июле, и небольшая потребность – в августе.

Программа "Московская смена"

Поэтому наша позиция была: организовать лагеря общеобразовательные на базе общеобразовательных школ, спортивные – спортивных школ, и оздоровительно-развивающие на базе социальных учреждений. И это третье направление будет работать три смены – июнь, июль, август. Дискуссия состоялась по времени, которое должен находиться ребенок в этой смене, и мы поддержали точку зрения родителей, что с 9:00 до 18:00, полный рабочий день. Естественно, мы вышли с предложением об организации питания в это время, и предложили трехразовое бесплатное питание. Кроме серьезной поддержки ребенка с точки зрения его развития, это будет и хорошей материальной поддержкой семье – целый месяц ребенок находится на бесплатном питании, и все программы тоже бесплатны.

При этом, мы, педагоги, понимаем, что внутри учебного года нам не хватает времени на то, чтобы изучать Москву. Она большая, и много времени уходит на дорогу. И возникло предложение с культурным сертификатом, который получат все лагеря. И каждый ребенок сможет вместе с другими ребятами посетить три-четыре объекта культуры и спорта, в которых он еще не бывал. Группа провела предварительные переговоры, в которые активно включилось правительство Москвы, и среди обсуждаемых объектов – планетарий, дельфинарий, Дарвиновский музей – те объекты, на которые дети еще реально не доехали, да и стоимость билетов там достаточно высокая. Поэтому для ребят это дополнительная возможность.

– Во время предварительных выборов было реализовано несколько инициатив. Это индексация выплат ветеранам войны и Чернобыльской АС. А что еще?

– Была инициатива по ЖКХ, я в ней не участвовала. А вот инициатива по возврату – здесь моя роль высока, поэтому давайте про это расскажу. Первые встречи я проводила с инвалидами и с общественными организациями инвалидов. Они жаловались на ухудшение их материального состояния в связи с ростом коммунальных платежей. Из-за чего он произошел? На федеральном уровне было принято решение в 2015 году об изменении формы расчета льготы по коммунальным платежам для инвалидов. Раньше эта льгота распространялась на всю семью, и она составляла 50 процентов от стоимости. С января эта льгота распространяется только на инвалида и только в объеме социальной нормы. Изучали ситуацию на территории Москвы, к какому увеличению платежей это привело в семьях. Цены колеблются от 500 до 1200 рублей в месяц, в зависимости от размера квартиры.

"Единая Россия" добилась возвращения льгот инвалидам и чернобыльцам

Для семей с инвалидами это существенные деньги, особенно если их на год пересчитать. Это дает возможность семье приобрести либо дополнительное оборудование для инвалида, либо лекарственные препараты, либо улучшить качество питания. И поэтому мы, объединившись, пошли на Форум инвалидов, который был организован "Единой Россией", обсудили эту тему на всех круглых столах, и затем встретились с мэром и предложили ему рассмотреть возможность вернуть эту льготу для московских семей. Правительство услышало, городская дума приняла активную позицию. А без Думы такие вещи невозможно решать, потому что это изменение статьи бюджета. Это дополнительные средства, которые надо выделить. И Дума все зависящее от нее сделала. И правительство приняло решение о фактическом возврате этой льготы.

Собянин сказал, "давайте сделаем это быстро", и новая расчетная формула появилась уже с мая, и ему лично принадлежит инициатива о возврате переплаченных денег с января по апрель. И уже в мае жители на встрече мне говорили, что они получили иные квитки, очень признательны. У нас много звучит на встречах вопросов не московского федерального уровня, но и конкретные вопросы к районам: качество дорожки, палисадник, правильно ли стрижется газон, в том ли месте гуляют собаки, хороша ли детская площадка. Во дворах уже много хороших детских площадок, но не везде. И жители тех дворов, где их нет, обращаются с просьбой их организовать.

– Вы говорите о форуме. Какие вопросы еще затрагивались?

– Очень много. Я сейчас скажу вам по темам. Я была модератором площадки образования. На встречах родители тоже задают вопросы, которые звучали на форуме. Это развитие инклюзивного образования. У нас уже много школ, в которых дети с особенностями здоровья учатся вместе с обычными детьми. В прошлом году были разработаны стандарты для начальной школы, и учителя начали учить детей по этим особым адаптированным образовательным программам. Но возникают вопросы, как эти дети должны быть аттестованы, должны ли мы к ним предъявлять те же требования, как к детям нормы, на выпуске из 4-го класса, возможно ли продление сроков обучения в начальной школе для таких детей, и правительство уже ответило, что возможно.

Многие говорят о том, что школы еще не готовы для инклюзивного образования, что учителю очень сложно организовать весь процесс в условиях, когда, например, появляется двое детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, потому что им нужно помогать переместиться, что-то поднять. И мы ставим вопрос о возможности появления помощника учителя в таких классах. Что касается средней и старшей школы, родители утверждают, что чем старше ребенок с особенностями здоровья, тем сложнее реально организовывать процесс его обучения. У нас в ВУЗах действует квота – 10% от бюджетных мест ВУЗы могут отдавать детям-инвалидам и с особенностями здоровья. В рамках моих встреч прозвучало предложение ввести такую же квоту для техникумов.

В Москве обсудили проблемы людей с ограниченными возможностями

Среднее специальное образование, согласно закону, является общедоступным и бесплатным. Реальность такова, что в колледжах и техникумах появилось много современных интересных профессий. И на них возник конкурс, например, профессии в IT, дизайнер ландшафтов. Где конкурс был в прошлом году 4 человека на место. В этих условиях ребятам-инвалидам, конечно, очень сложно конкурировать за получение места. И возникла идея ввести такую квоту. Серьезное беспокойство связано с трудоустройством. Нам нужно увеличивать количество рабочих мест для таких ребят, сегодня достаточно профессий, когда можно трудиться дистанционно. Например, вести бухгалтерию, дизайнер ландшафтов может трудиться за своим компьютером дома.

Но есть виды работ, которые должны осуществляться на предприятии, на конкретном рабочем месте. И в этой ситуации возникает еще необходимость реализации дополнительных программ, фактически социализации детей. У ребенка, обучавшегося дистанционно, есть внутреннее беспокойство, сможет ли он работать в коллективе, как он будет со всеми взаимодействовать. Сейчас решается вопрос создания программ социализации, когда такие дети могут оказываться на рабочих местах и пробовать себя. Для нас не проблема, если рабочее место переедет на другой этаж, изменится коллектив, а для человека, который большую часть жизни провел практически в одиночестве, имея 2-3 близких людей, это очень сложно. Это высокие стрессовые нагрузки. Поэтому на форуме мы говорили о необходимости таких программ и таких тренировочных рабочих мест. Например, решил человек, что может заниматься упаковкой, создается такое рабочее место, где кроме него 3-4 человека работает. Он приходит и учится выстраивать взаимодействие.

Сегодня вообще есть серьезная потребность в увеличении рабочих мест для выпускников профессионального образования. Москва стремится быть городом комфортным для проживания. И мы знаем, что из Москвы выводятся промышленные предприятия. Но нам нужно, чтобы появлялись другие рабочие места, которые не влияют на нашу экологию, но создают интересные пространства для профессиональной деятельности. Нужно развивать технопарки с новыми востребованными профессиями. Потому что для всех важно, как я живу сегодня, и что у меня есть завтра. Вообще, развитие экономики во всех направлениях сегодня – приоритет для страны, потому что если она не развивается, не развиваются и другие отрасли. Для того, чтобы менять систему образования, нам важно понимать, как будет развиваться экономика, наука, промышленность.

– Два-три года назад была большая шумиха вокруг спортивных площадок. Ситуация началась с того, что в Западном округе на ребенка упали ворота. В итоге на спортплощадках, если они не были прикреплены к школам, а просто находились в собственности муниципалитета, снимали ворота для лицензирования. И до сих пор в отдельных случаях ворота и баскетбольные кольца возвращают только на некоторое время. Как можно повлиять на эту ситуацию?

– В школах этот процесс отработан за десятилетия. Там есть понятие "прием школ к новому учебному году". И обязательно проверяется абсолютно все, что находится на территории. Как прикреплены ворота, в детских садах проверяется весь игровой городок – это обычное требование к технике безопасности. Снимаются, скорее всего, кольца, которые в зимний период могут нанести вред здоровью – пластиковые, которые могут дать трещину от мороза. Раны от такого пластика – самые тяжелые. Металлические конструкции опасны тем, что если ребенок забудется и возьмется за них без варежек, будет проблема. За этим должны следить те компании, которые обязаны содержать в порядке наши внутренние территории.

Фото: ТАСС/Юрий Машков

– Как вы относитесь к введению такого предмета, как основы религиозной культуры, стоит ли его изучать, или он должен быть дополнительным по выбору?

– У нас есть такой предмет. В нем есть несколько модулей. Родитель сегодня имеет право выбрать либо основы православия, либо основы буддизма, либо иудаизма. Есть еще основы мировых религий и основы светской этики. Школы в стране, в соответствии с нашей конституцией и законом об образовании – светские учреждения. И в школе давать эти блоки нужно с точки зрения особенностей культуры, традиций. А вот само религиозное образование должно происходить в семье, воскресных школах. Иначе мы нарушим принцип светской школы. На мой взгляд, сегодняшний модуль и возможность выбора – достаточны, чтобы дети, в объеме своего кругозора, получили необходимые знания. У нас есть другие предметы, в которых мы этого вопроса касаемся – история, обществознание, МХК.

– В силу своей профессиональной деятельности вы постоянно в контакте с родителями. Общение с родителями и с гражданами в ходе предвыборных дебатов отличается?

– Во-первых, оно отличается перечнем вопросов, которые мы обсуждаем. Когда я выхожу на встречу с населением, тему транспорта мы обсуждаем в разных аспектах: наличие, доступность, перерывы между автобусами, удобность пересадок. Если мы обсуждаем медицинское обслуживание, это тоже все вопросы в этой области. Когда же мы встречаемся с родителями, то медицину мы рассматриваем с точки зрения конкретного ребенка. Разговор с родителями строится индивидуально, потому что задача каждого родителя – заботиться о своем ребенке. Мы с родителями обсуждаем и ОГЭ, ЕГЭ, новый закон об образовании, формирование управляющих советов, вкусно ли кормят в той или иной школе.

А когда выходишь на встречу в микрорайон, возникает уровень обобщения. Они говорят, например, что снизился уровень питания в детских садах, и это связано с введением комплексной процедуры. Сегодня это решается на конкурсах, и кто выигрывает его, на этих условиях пытается обеспечить питание. Родители говорят, что снизилось качество питания, снизился размер порции. И мы с ними обсуждаем, как можно организовать родительский контроль, и что мы можем предложить департаменту, чтобы улучшить ситуацию. С родителями мы не обсуждаем вопросы пенсий. А когда встречаемся с гражданами, то необходимость индексации пенсии на уровень не ниже инфляции – один из основных вопросов. Много вопросов задается по категориям: многодетные мамы, дети войны. Хорошо, что удалось решить для инвалидов, чернобыльцев и лиц, пострадавших от аварий. Мы выходили на встречу только с инициативой по инвалидам, а про чернобыльцев мне подсказали люди на встрече. Поэтому нам важен инструмент постоянного диалога.

– Расскажите о планах на будущее, есть уже новые наметки?

– На федеральном уровне нам необходимо принять поправки в закон об образовании, которые позволят нам вернуть медицину в детский сад. У нас сегодня врачи находятся по расписанию, когда час в неделю, когда чуть больше. В этой связи в детских садах не работают бассейны, потому что занятие проводить в отсутствие медицинского работника нельзя. То есть, мы не используем структуру, в которую вложены бюджетные деньги. Сегодня учитель не имеет права знать информацию об особенностях здоровья ребенка, что приводит к тому, что он не может более точно сформировать индивидуальную программу, иногда создать условия для обучения ребенка, это приводит к конфликтам между детьми и родителями. Родители жалуются, что сегодня более обделенными стали дети нормы.

Я хочу, чтобы московские школьники имели хорошее будущее, и при этом счастливое детство и достойную жизнь в хорошем мегаполисе.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика