Новости

Новости

06 июня 2016, 14:33

Происшествия

Жертвы каршеринга: как не разориться на аренде авто

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

В столице набирает популярность услуга кратковременной аренды авто – так называемого каршеринга. Данной услугой уже пользуются 60 тысяч москвичей, увеличивается количество и самих машин. Вместе с тем возникают и неприятные истории, связанные главным образом с попаданием клиентов в ДТП.

Предыстория

Так, громкая история случилась в самой крупной каршеринговой компании – "Делимобиль", которая потребовала компенсацию за разбитый в ДТП Hyundai Solaris в размере 588 тысяч рублей. Авария произошла еще в январе. Пользователь, как выяснилось, проехал на красный свет и попал в аварию. Размер компенсации стал для него неожиданностью, так как он предполагал, что с него взыщут максимум 20 процентов от стоимости ущерба.

На деле же оказалось, что помимо штрафа, который составил 90 тысяч рублей, компания включила в счет 485 тысяч рублей за ремонт автомобиля. К этому также добавлялись и прочие расходы. В частности, проведение экспертизы "Делимобиль" оценил в 5,5 тысячи рублей. Позже компания изменила условия начисления штрафов, введя некоторые новшества. Счет на почти полмиллиона также был "аннулирован".

Еще одна распространенная проблема, с которой сталкиваются клиенты такого вида аренды авто, – необходимость самостоятельного осмотра автомобиля на предмет царапин и сколов перед его использованием. Компания просит сообщать о повреждениях, оставшихся от предыдущих клиентов, подкрепляя свое заявление фотографиями. Для части клиентов, как оказалось, эта довольно энергозатратная процедура, поэтому многие предпочитают полагаться на случай, что в последствии, само собой, может обернуться для них неприятностями.

Сетевое издание m24.ru попыталось разобраться в хитросплетениях отношений каршеринговых компаний и клиентов, а также составить небольшую инструкцию как вести себя в форс-мажорных ситуациях.

Сервис каршеринга отменил москвичу полумиллионный штраф

За что платить

Главная загвоздка данной системы – отсутствие у машин "Делимобиля" страховки КАСКО, ввод которой избавил бы клиентов от финансовых рисков, но и серьезно бы повлиял на стоимость оказываемых услуг. Машины каршеринговых компаний застрахованы по расширенным полисам ОСАГО, которые защищают клиентов в случае, если они попали в ДТП по вине третьих лиц.

Таким образом, в случае попадания в аварию по своей вине клиент должен оплатить:

  • штраф;
  • стоимость ремонта авто;
  • расходы на эвакуацию и оценку ущерба.

Система начисления штрафа, указанная на сайте "Делимобиля", выглядит так: в случае повреждения машины в ДТП арендатор должен заплатить 5 тысяч рублей штрафа при размере ущерба до 10 тысяч рублей, 15 тысяч рублей при ущербе до 100 тысяч рублей и 20 процентов от размера причиненного ущерба, если он превышает 100 тысяч рублей. При этом, уплата штрафа не освобождает клиента от обязанности возместить убытки.

Виновным в ДТП пользователя "Делимобиля" может признать только ГИБДД, сотрудники которой приедут на место аварии. Далее компания эвакуирует автомобиль на станцию техобслуживания, где в течение нескольких дней независимая экспертиза оценивает ущерб. На экспертизу приглашают и клиента.

Клиент может как обжаловать решение экспертизы в суде, так и самостоятельно выполнить ремонт автомобиля. С полным списком возмещаемых убытков можно ознакомиться в пункте 5.5 договора.

Что нового

Однако, после вышеописанного случая с попаданием клиента в ДТП компания ввела некоторые новшества. Прежде всего, это введение максимальной суммы ответственности клиента за разбитое авто. Теперь она ограничена 150 тысячами рублей. Все, что выше данной суммы, будет отнесено к рискам компании.

"Если ущерб будет ниже, чем 150 тысяч рублей, то пользователь будет нести ответственность в рамках этой суммы. Новые правила коснутся также тех пользователей, которые ранее попадали в ДТП и уже выплачивают большие суммы: "Делимобиль" вернет им деньги, уплаченные выше лимита в 150 тысяч рублей", – прокомментировали в компании.

Важно отметить, что в эту сумму входит как компенсация ремонта, так и штраф самого сервиса. Само нововведение работает даже при условии поездки по минимальному тарифу. Под новые условия попадает и случай попавшего в ДТП москвича. Вместо почти 600 тысяч рублей он заплатит только 150. Сам виновник аварии согласился с этим решением, и ситуация вроде бы разрешилась.

Но этим дело не ограничилось, и "Делимобиль" ввел собственную разработку – по сути аналог КАСКО – новый тариф с гарантией страховых рисков. Стоимость данной услуги вырастет на 3 рубля – с 7 до 10 рублей.

Если водитель выберет новый тариф (10 рублей в минуту), то независимо от нанесенного ущерба, "Делимобилем" с него будет взыскано 10 тысяч рублей без стоимости самого ремонта и административных расходов. Таким образом, клиент застрахует все риски, которые могут возникнуть при эксплуатации автомобиля.

Что касается КАСКО, то ее отсутствие в компании объясняют особенностями условий, по которым "Делимобиль" получает автомобили от лизинговой компании. Данные условия не обязывают страховать машины таким способом.

"Москва в цифрах": Машина на час

Чтобы не попадать в подобные ситуации, глава московского областного отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров рекомендовал тщательно изучать документацию перед заключением договора, взвешивать все риски, и только после этого принимать решения – пользоваться системой каршеринга или нет.

"Одно дело – если, как на западе, вы берете машину в аренду и машина уже застрахована. Там есть какая-то франшиза, если ущерб ее превышает, он покрывается страховкой. Таким образом, в случае аварии по вашей вине вы ремонт не оплачиваете. То, что нет страховки КАСКО, конечно, ненормально. Но компания оправдывается, что в противном случае тариф будет достаточно высоким для прокатной машины. Страховой компании это тоже неинтересно – работать себе в убыток не хочется", – отметил Дозоров.

Что касается фотофиксации повреждений перед пользованием услугой, то эксперт посетовал на особенности данного сервиса, который работает дистанционно: "Если в обычной прокатной компании вы берете в аренду автомобиль, то вы его осматриваете в присутствии представителя компании. В данном случае никто не проверяет – ни когда вы его получили, ни когда забрали. Поэтому единственным способом застраховаться, чтобы чужие повреждения не повесили на вас, является его фотографирование".

По его словам, еще одним подводным камнем является дистанционное заключение договора, текст которого присутствует только в интернете. "Даже если вы прочтете договор, никто не мешает его затем изменить на сайте, и вы никогда не докажете, что читали другой договор", - заключил правозащитник.

Вместе с тем, по мнению Дозорова, от системы каршеринга есть прок, и для людей данная система, безусловно, будет полезной. "Я думаю со временем все это устаканится. Найдется какой-то компромисс между стоимостью и условиями. Да и практика какая-то наработается. Потому что, в любом случае, какие-то судебные процессы будут. Всегда найдутся недовольные ценой или какими-то моментами связанными с повреждениями автомобилей", – рассказал Дозоров.

Пока же пользователи данной услуги подмечают ее плюсы и минусы, активно обсуждая их в соцсетях. Примеры с минусами, конечно, нагляднее, но и положительных моментов хватает. В последнее время, конечно, все обсуждают условия договора. При этом, встречаются и те, кто активно защищает "Делимобиль", отмечая низкие тарифы.

Еще одна популярная жалоба – сбой в работе мобильного приложения или колл-центра. Из-за этого клиенты не могут взять машину в нужное время. Третий момент – это чистота в салоне и механические повреждения. Но с этим, как мы выяснили, можно бороться с помощью фотоаппарата.

Что такое каршеринг

Каршеринг – вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой и возможностью вернуть машину в любом из пунктов обслуживания. Подобная форма проката объединяет преимущества общественного и личного транспорта, так как машины предоставляются по необходимости за невысокую арендную плату.

Каршеринг не привязан к станциям метро, то есть водитель может взять автомобиль в личное пользование в любое время суток, в любой точке города. По разным оценкам, автомобиль для каршеринга заменяет от 8 до 15 личных авто, а это значительно снижает загруженность дорог припаркованными машинами.

Автомобили, используемые для каршеринга, можно оставлять на городских платных парковках по льготному тарифу. Также предоставляется 50-процентная скидка на утреннюю поездку в центр города. Половина стоимости услуги вернется клиенту в качестве бонусов на следующие поездки.

Кроме того, пользователи городского каршеринга "Делимобиль" могут оставить автомобиль в аэропорту Шереметьево. В будущем оператор планирует ввести возможность оплаты своих услуг с баланса мобильного телефона. Также машины хотят оснастить навигаторами и точками доступа Wi-Fi.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика