Новости

Новости

21 мая 2016, 10:00

Наука

Как научные фестивали помогут детям выжить в мире будущего

Фото: fest.polymus.ru

21 и 22 мая – самые научные выходные этой весны. На ВДНХ проходит фестиваль науки, искусства и технологий "Политех". Здесь особенно ждут детей, ведь именно им предстоит создать мир будущего и жить в нем. Заместитель генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе Иван Боганцев рассказал m24.ru и 2do2go, зачем вообще нужны такие фестивали, чем мастер-классы отличаются от школьных уроков и как взрослые могут подготовить детей к жизни в мире технологий. Сетевое издание m24.ru ведет прямые трансляции с фестиваля. Лекции и шоу доступны по ссылкам в конце интервью.

Иван Боганцев. Фото: polymus.ru

– Расскажите, пожалуйста, в чем уникальность фестиваля науки, искусства и технологий "Политех". В чем его важность для посетителей?

– Крутой контент, который мы отбираем и долго готовим сами. Мы отбрасываем все, что нам кажется неинтересным по сравнению с другими фестивалями, не в обиду будет сказано. Это просто по-другому подобранный контент. Не потому, что у нас семь пядей во лбу, а просто потому, что у нас другие приоритеты, интересы. В итоге – хороший результат и то, что у нас в реальности меньше науки и больше искусства.

– Какие полезные навыки гости могут получить на фестивале "Политех" или что интересного они могут там узнать?

– Мы не учим навыкам в буквальном смысле. Да, есть мейкерская зона, где вы можете сидеть и пытаться конструировать Эйфелеву башню из зубочисток. Я не знаю, полезен этот навык или нет. Это, скорее, поможет вам развивать какие-то тактильные вещи. Прежде всего, речь идет о навыках мышления и восприятия – не только информации, но и искусства.

Возможно, знакомство с шумовой архитектурой поможет вам понять, что такое вообще современное искусство и почему его интересно воспринимать в таком ракурсе. Но мы не стараемся учить. Фестиваль – это все-таки праздник, на котором вы уделите каждой площадке минут 15. За это время мы вам много навыков не привьем, но, возможно, воткнем вам занозу. А дальше вы будете развивать эти навыки самостоятельно.

– Фестиваль проходит уже третий год подряд, каждый раз у вас обновленная программа развлечений?

– Да. Но если есть интересная инсталляция, которая эффектно работает, мы ее дорабатываем, добавляем какие-то функции. Но таких – 10 процентов программы, а 90 процентов – это что-то новое. Например, в этом году мы повторим "Водную дверь", а волновой маятник сделаем заново, хотя он был в прошлом году.

Фото: fest.polymus.ru

– Сейчас мы представляем себе мир будущего, лет через 30-50, как мир высоких технологий. Так ли это?

– Я считаю, что время простых предсказаний прошло. Нам кажется неудивительным, что в середине XIX века научная фантастика описывала такой мир, который в большей степени реализовался. Например, полеты в небе, подводное плавание, технические проблемы, связанные с освоением человеком пространства, те же полеты в космос и многое другое. Это было простое время с точки зрения предсказаний, так что было интересно потом оглядываться назад.

А сейчас, мне кажется, мы прошли тот этап, когда мы с легкостью можем увидеть какие-то вещи, например, интернет, полностью перевернувший наш мир. Есть отдельные высказывания людей, которые можно выдать за предсказания этого, но в целом мы не найдем в научной фантастике такого рода объяснения. Те технологии, которые появляются сейчас, в некотором смысле превосходят наши ожидания.

– Как уже сейчас можно начать готовить ребенка к этому миру?

– Специально готовить бессмысленно. Ребенка нужно подготовить только к тому, чтобы у него были гибкие мозги, чтобы они были готовы к переменам. У него должно быть мышление, открытое ко всему новому, мышление, которое пытается разобраться. Например, если вы поставите ребенка перед айпадом, он гораздо быстрее, чем многие взрослые, научится им управлять. Для него это интуитивно понятный мир. Другое дело, что вы ему должны давать эти возможности, давать пробовать и не ограничивать его своим представлением о том, как правильно или как это было в вашем детстве.

Фото: fest.polymus.ru

– В этом году на фестивале откроется научный летний лагерь "Политех". Расскажите, кто может стать непосредственным участником и как это сделать?

– Нужно просто купить билет на сайте Политехнического музея. У нас вот недобор возраста 13–15 лет. Очень ждем все желающих.

– Чем конкретно будут заниматься участники и гости лагеря? Какие запланированы особые программы, мастер-классы и занятия?

– Масса всего. Участники лагеря делятся на научные отряды по разным направлениям, и дальше они создают совершенно невероятные вещи. Отряд физиков научится делать радиоприемники, микрофоны и в конце смены устроит "бесшумную дискотеку" для других отрядов. Архитекторы построят дом на дереве, причем в нем действительно можно жить абсолютно безопасно. Биологи создадут биологическую карту местности, высматривая каждый сантиметр земли на территории лагеря. Археологи проводят раскопки.

Мы даже фальшивые деньги будем делать, но все в рамках закона, конечно же. Химики создадут собственную валюту для лагеря, но абсолютно серьезно, со всеми водяными знаками и прочим. Мы даже будем раскрывать преступление с настоящим криминалистом. Это действительно масса совершенно удивительных мероприятий длиной почти в две недели. Кроме этого, участников ждут еще много мероприятий для вечернего расслабленного времяпрепровождения.

Фото: fest.polymus.ru

– Какие навыки малыши усваивают лучше взрослых, а что, наоборот, дается им труднее?

– Это сложный вопрос, на него с ходу не ответишь. Наверное, языки детям даются легче, чем взрослым, если их погрузить в среду. Я знаю много взрослых, которые могут выучить язык, не выходя из комнаты, а вот ребенку так будет гораздо тяжелее. Кроме того, взрослые учат языки, зная уже другие, поэтому им дается легче. Я, например, не знаю итальянского, но, если я возьму книжку на немецком, я ее прочитаю за неделю – разберусь и переведу, потому что я знаю смежные языки. Но большинство навыков, конечно, в детстве легче привить: научить играть на пианино, наверное, проще, или научить обращаться с гаджетами.

Мне кажется, дети просто быстрее схватывают. Другое дело, что нужно очень тонко работать с ребенком: во-первых, дать ему попробовать это все, а во-вторых, понять, что ему действительно интересно, к чему у него есть способности, и позволить ему самому сделать выбор. Я вообще адепт того, что дети должны сами выбирать, а задача родителей – дать ему этот выбор.

У ребенка иногда не хватает широты мышления, он видит только тот мир, который его окружает, который покажут взрослые, а вот взрослые способны выглянуть из своего мира. С другой стороны, важно, чтобы взрослые выложили максимум этого большого мира перед ребенком и сказали ему: "Вот, есть разные страны и разные музыкальные инструменты, ты можешь выбрать все, что ты хочешь". А дальше, когда ребенок выберет, задача взрослого – иметь возможность его обеспечить.

– Для чего родителям необходимо приводить ребенка на научные фестивали?

– Я думаю, что ребенку будет весело, интересно и комфортно. Этот фестиваль в большой степени сделан для детей. Если вы хотите хорошо провести с ним время, порадовать его, пробудить в нем интерес к науке и к творчеству – это сюда.

Фото: fest.polymus.ru

– Какие детские программы будут представлены на фестивале "Политех", чем конкретно вы хотите заинтересовать детей?

– В первую очередь, это грандиозная детская площадка, на которой родители могут совершенно спокойно оставить своих детей, чтобы они с удовольствием строили автодороги, города и замки, наблюдали за оптическими иллюзиями на интерактивных пятигранниках, послушали на специальном оборудовании, как звучит бамбук. Но все-таки в большей степени это история для маленьких детей.

Илья Колмановский устроит у нас на сцене съемку в режиме "слоу-моушен". Можно будет посмотреть, как отряхиваются от воды маламут и крыса, как капли воды летят с волос девушки, как гадюка пробивает шар. И самое главное – будет трансляция полета голубя от ВДНХ до голубятни на Таганке. На голубе зафиксируют видеокамеру и GPS-трекер, а на экране можно будет понаблюдать за его полетом и отследить маршрут на карте. Наконец, студенты нашего "Университета детей" покажут научный флешмоб и превратятся в элементы химической таблицы Менделеева.

На этом, собственно, детская программа не заканчивается. У нас невероятное множество представлений и инсталляций, которые рассчитаны на аудиторию "5+". Это огненный торнадо прямо на фестивале, вакуумный взрыв – бояться нечего, все безопасно, – волновой маятник. Только для того, чтобы попасть на некоторые из этих проектов, нужно будет зарегистрироваться на TimePad.

Фото: fest.polymus.ru

– Чем наука на фестивале отличается от той, которую преподают в школе? Какое различие в темах и методах?

– У нас нет тех задач, которые ставятся в школе. Там главное – понять определенный объем материала, у нас задача – удивить и зацепить. В школе ребенок приходит на урок физики, и для него это некая данность: он должен его выучить. А мы воспринимаем его как человека, которому вообще-то наука не интересна, не нужна, и он может просто развернуться и уйти.

Мы в этот момент конкурируем с его айфоном: заглянет ли он в свой телефон или мы сохраним его внимание. Поэтому мы стараемся сделать науку увлекательной, удивительной, но в то же время мы стараемся дать возможность того погружения, которое необходимо. В школе всегда есть четкое понимание того, что учитель не будет вас погружать глубже или давать вам возможность всплыть и потерять интерес.

Мы в этом смысле совершенно либеральные: если вам не нравится наука – вообще-то я не считаю, что все должны знать науку и ей увлекаться, – то есть литературные фестивали и многие другие. Я не хочу, чтобы все дети занимались наукой и любили науку. Я хочу просто, чтобы дети имели научный взгляд на мир, чтобы они понимали, что у любого "вау" есть научное объяснение, и если копнуть, ты его найдешь. А дальше – хочет он углубляться, не хочет – его дело.

– Вы можете подсказать, как сделать современную науку интересной и более понятной для ребенка?

– Нет простого рецепта. Нужно брать и делать, разговаривать с учеными. Есть много людей, которые занимаются этим профессионально. Есть ученые, которые идут на контакт, есть медиаторы, как мы, популяризаторы, есть художники. Они часто ничего не знают про науку, но, когда они узнают, им становится интересно поработать или стать этими же медиаторами. Вот в таком котле можно все сделать.

Фото: fest.polymus.ru

– На что делается больший упор у вас, на практику или теорию? Вы делаете такое красочное представление, но предлагаете при этом ознакомиться с принципами, которые лежат в его основе?

– Отчасти предлагаем. Мы показываем шоу – это первый вариант, это привлечение внимания ребенка или взрослого. Дальше у этого шоу есть некое объяснение – у нас для этого есть медиаторы, – если вас это объяснение не удовлетворило, вы можете задать вопросы. А если вам хочется узнать что-то более подробно, то у нас есть книжная программа – идете и выбираете книжку по нужной теме. Дальше – университет, мы его вам, конечно, не порекомендуем, но вы можете встретить на площади вашего будущего научного руководителя и пойти к нему. Например, приезжает человек, который в Нью-Йорке работает с антибиотиками, – пожалуйста, чем вам не стезя?

– В ваших мастер-классах могут поучаствовать даже двухлетние дети. Можно ли то, что вы преподаете им, назвать наукой в строгом смысле слова?

– Нет. В строгом все-таки нельзя.

Фото: fest.polymus.ru

– Как знания, которые вы им даете, могут пригодиться им в детском саду, а потом – в школе?

– Это не знания, это навыки – познавательные. Ребенок в два года – это познавание на протонаучном уровне, скажем так. Это желание, например, разломать ручку и посмотреть, что там внутри. И это здоровое желание. Как оно может помочь жизни – это широкий философский вопрос. Я думаю, что ребенок, в конечном итоге, сам кузнец своего счастья. Мы ему стараемся дать инструменты и показать, как ими пользоваться. Я думаю, что в жизни неплохо бы разобраться, как все это работает, и жить с этим пониманием. Правда, здесь возникает вопрос, более ли это счастливая жизнь, но это точно более достойная жизнь.

– Был ли в вашей практике опыт, когда дети случайно делали какие-нибудь открытия, которые не пришли бы в голову взрослому человеку?

– Не совсем открытия, но что-то похожее было. Мы, например, работаем с детьми в рамках очень большого количества проектов, в частности "Университета детей", и там мы стараемся делать лекции для ребенка на основе самих вопросов от детей. Мы собираем вопросы и пытаемся дать на них ответы. Конечно, это совершенно другой способ познания. Ведь те вопросы, которые придумывает ребенок, никогда бы не могли быть созданы взрослым, и взрослый не так бы искал на них ответы.

Насчет открытий я не знаю, у меня нет таких знакомых детей, которые города Майя открывают и так далее. Но эти вопросы действительно бывают интересными и ставят в тупик даже взрослых и ученых. Например, мы все время вспоминаем вопрос "Почему у кролика длинные уши?" Оказалось, что это действительно серьезный вопрос, на который нет прямого ответа, только существуют какие-то гипотезы. Если ребенок активный и интересующийся, то он всегда найдет какой-то вопрос, который тебя поставит в тупик.

Фото: fest.polymus.ru

– Современные технологии настолько облегчают человеку жизнь, что, грубо говоря, мозг ему уже практически не нужен. И эта тенденция продолжается. Имеет ли смысл современным детям изучать науки, если за них, возможно, все будет делать машина?

– Какие-то навыки действительно потеряют всякий смысл. Нужен ли сейчас современному человеку, особенно тому, который живет в "золотом миллиарде", навык устного счета или счета в столбик – непонятно. По мне, когда вы идете в школу, вы не учите какие-то навыки – вы тренируете свой мозг. Дальше вы уже по ходу жизни разберетесь, какие навыки вам нужны, а какие нет, в зависимости от того, где вы будете работать и чем заниматься.

Я считал бы самоуверенным на стадии воспитания маленького ребенка сразу ему "отрезать" какие-то навыки и говорить "тебе все равно это не понадобится". Я думаю, что лучше навыки мышления развить, а потом заменить их чем-нибудь, чем вообще не развивать. Но на этот образовательный процесс отчасти повлияют технологии – это неизбежно. Например, современные дети уже гораздо хуже пишут ручкой, и что?

Может быть, это плохой пример, но я со времен обучения вождению никогда не учился водить машину с механической коробкой передач. Я десять лет вожу машину с автоматической коробкой, хотя мне все говорили, что нужно научиться. Если на дороге вдруг надо кого-то спасать – на дороге и разберемся.

– Пригодится ли наука в жизни тем, кто не собирается связывать свою жизнь с этой сферой?

– Конечно! Как вы собираетесь не связывать с этим свою жизнь? Вы собираетесь жить в обществе вне технологий и вне науки? Нет. И как мы уже сказали, наука – это всего лишь отражение определенного способа познания мира – критического. Где задают вопросы, ставят эксперименты, выдвигают гипотезы. И вот эти гипотезы и эксперименты будут вам полезны, даже если вы вообще будете жить на необитаемом острове робинзоном.

[URLEXTERNAL=http://lectory.m24.ru/lecture/announce/226]Суббота, 18:00. LIVE: лекции о зомбировании и первобытных развлечениях[/URLEXTERNAL]
[URLEXTERNAL=http://lectory.m24.ru/lecture/announce/225]Воскресенье, 12:00. LIVE: лекции о полетах, вечной жизни и муравьишке Софи[/URLEXTERNAL]
[URLEXTERNAL=http://www.m24.ru/articles/105511]Воскресенье, 13:00. LIVE: робот-поэт Scriptum пишет на асфальте песочными буквами[/URLEXTERNAL]
[URLEXTERNAL=http://lectory.m24.ru/lecture/announce/226]Воскресенье, 18:00. LIVE: лекции об аморальной науке и животном сексе[/URLEXTERNAL]
[URLEXTERNAL=http://www.m24.ru/articles/105522]Воскресенье, 22:30. LIVE: очень опасный перформанс с участием живого человека[/URLEXTERNAL]
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика