Новости

Новости

13 апреля 2016, 12:58

Культура

Оркестры получат бесплатный доступ к базе сочинений советских композиторов

Фото предоставлено агентством InterMedia

В Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки прошла пресс-конференция, посвященная запуску масштабного проекта Российского музыкального союза и Национального фонда поддержки правообладателей "Золотой фонд русской симфонической музыки. XX-XXI век". Суть проекта заключается в создании электронной нотной базы симфонической музыки XX века, сообщает агентство InterMedia.

В дискуссии приняли участие генеральный директор Российского музыкального союза Андрей Кричевский, главный редактор издательства "Композитор – Санкт-Петербург" Светлана Таирова, председатель Гильдии музыкознания Российского музыкального союза Всеволод Задерацкий и художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан, народный артист РФ Александр Сладковский.

Проект предполагает текстологическую подготовку и компьютерный набор партитур и оркестровых голосов выдающихся симфонических произведений ХХ-XXI века с целью изготовления электронных версий оркестрового материала и дальнейшей безвозмездной передачи дисков библиотекам отечественных концертных организаций и симфонических оркестров.

Как отметил Задерацкий, инициатива важна, в первую очередь, потому, что советский период истории стирается из общественный памяти, и речь идет о целых собраниях сочинений, которые представляют существенную часть европейской музыкальной культуры: "Создание электронной базы шедевров русской симфонической музыки XX столетия не только дает оркестрам возможность их исполнения, но и одновременно является подсказкой и своеобразной просьбой к тем, кто стоит за пультом и определяет культурную политику в своем коллективе и культурном пространстве".

Светлана Таирова пояснила, почему выбор создателей "Золотого фонда" пал именно на симфоническую музыку советских авторов. По ее словам, отечественная культура знает немало случаев, когда "яркие самобытные творцы подвергались травле на родине, а их произведения – запрету": "Это касалось всех областей искусства, но в самом плачевном положении находилась именно симфонические музыка. Сольные произведения можно было послушать в самой камерной обстановке, но для симфонических произведений необходим оркестр, зал, утверждение программы, которая должна была пройти через цензуру, – рассказала она, отметив, что по причине своей масштабности симфонических произведений их публикация не укладывалась в планы издательств. – Проект Российского музыкального союза преследует две цели – найти и сохранить выдающиеся творения русских симфонистов ХХ века, а также обеспечить оркестры готовым музыкальным материалом".

Участники конференции подчеркнули, что в противовес европейским правилам (за получение напрокат оркестровых нот коллективы платят тысячи евро) РМС дарит российским коллективам право пользоваться "Золотым фондом" на безвозмездной основе. Однако при этом не стоит забывать, что ныне живущим композиторам и наследникам авторов, ушедших из жизни менее 70 лет назад, по российскому законодательству полагаются отчисления за публичные исполнения их сочинений.

Первая партия партитур будет выпущена уже к концу 2016 года, в нее войдут Десятая симфония Николая Мясковского, Первая симфония Александра Локшина, концерт Всеволода Задерацкого, "Данте-симфония" Бориса Тищенко и концерт для флейты Андрея Эшпая.

"Создание электронной библиотеки – это колоссальный стимул для молодого поколения, – отметил дирижер Александр Сладковский. – Глобальное значение имеет то, что "Золотой фонд" – не просто возвращение традиций, но стимул для молодых композиторов продолжать писать".

Слова поддержки проекту также высказали композитор Сергей Слонимский и художественный руководитель Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский, которые направили участникам пресс-конференции свои видеообращения. "Золотой фонд русской симфонической музыки. XX – XXI век" представляется мне наиболее существенным явлением за последние десять лет в музыкально-издательской сфере, – отметил Слонимский. – Таким образом закрывается большое количество белых пятен в истории отечественной музыки, ведь очень много выдающихся произведений по совершенно несправедливым причинам оказались не только невостребованными, но даже неопубликованном. Очень радостно, что РМС и издательство "Композитор – Санкт-Петербург" проявили такую ценную инициативу, надеемся, что проект даст справедливый и плодотворный для нашей истории результат".

"Проект РМС по созданию электронной базы нот представляется мне крайне важной и своевременной инициативой, – поддержал коллегу Владимир Юровский. – Мы живем в эпоху, когда ноты распространяются со скоростью света, и композитор может прислать исполнителю ноты из любой точки мира – например, по электронной почте. Когда же речь заходит о музыке, написанной в советский период, в том числе композиторами, которые в недавнем прошлом были нашими современниками, мы упираемся в сложнейшую проблему: нот либо нет — они не напечатаны и существуют только в виде рукописей в семейных архивах авторов, либо находятся в ужасающем состоянии. Это относится и к произведениям классиков, как Прокофьев и Шостакович. Зачастую их музыка исполняется по рукописным нотам с огромным количеством опечаток. А когда речь заходит о композиторах менее известных или в свое время обвинявшихся в формализме в разные неблагоприятные периоды советской власти, то до их музыки просто не докопаться. Инициатива РМС – абсолютное спасение для отечественной музыки. Хочется верить, что библиотека электронного фонда будет расти с каждым годом. Знаю, что предполагается публикация произведений таких авторов, как Фалик, Тищенко, Локшин, Борис Чайковский, Щербачев, Задерацкий, Клюзнер, Вайнберг, Глиэр. Но мне бы очень хотелось увидеть в списке также таких авторов, как Половинкин, Дешевов, Рославец, Мосолов, Лурье – композиторов, которые одно время были авангардом молодой советской музыки, а потом оказались в забвении".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика