Новости

Новости

04 апреля 2016, 14:35

Наука

Дневник Ломоносовского обоза. День 3. Северодвинск

Фото: m24.ru/Иван Носатов

В пятницу, 1 апреля, из Москвы в Архангельск отправился необычный поезд. В нем – 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которым предстоит возвратиться в столицу две недели спустя. Они повторят путешествие Михаила Ломоносова, который зимой 1730 года взял сундук с книгами и покинул родные Холмогоры во имя разума. Корреспондент m24.ru Иван Носатов отправился в путь вместе с талантливыми детьми, чтобы увидеть путешествие их глазами и поделиться с читателями их впечатлениями, мечтами и стремлениями.

В предыдущих сериях:


Мы с будущими Ломоносовыми отправились в город Северодвинск наблюдать за тем, как на режимном предприятии "Севмаш" строят гордость отечественного флота – подводные лодки. Именно здесь в 1958 году создали первую советскую атомную субмарину. Градообразующее предприятие до сих пор остается закрытым. Перед входом школьников и журналистов просили сдать технические средства, не заявленные к посещению, и проверили паспорта.

– А полицейские всегда присутствуют на заводе? – задаю наивный вопрос коренастому капитану полиции, который сопровождал нашу группу.
– Присутствуют, – прозвучал тихий голос с легкой хитринкой. – Всегда.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

В нищие 90-е от государства перестали поступать заказы. Предприятию, ориентированному на военно-промышленный комплекс, пришлось переориентироваться – в частности, на создание морских нефтяных платформ. Потом времена изменились, деньги на оборонку появились вновь. "Сейчас мы строим подлодок чуть поменьше чем в советские годы, но совсем другого уровня и назначения", – говорит главный технолог "Севмаша" Владимир Сыродубов.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

В 2012–2014 годах завод передал военно-морскому флоту сразу три подлодки нового, четвертого поколения "Борей-А" и один подводный корабль проекта "Ясень". Владимир Сыродубов отмечает, что в настоящее время на стапелях (платформы для постройки судна и его спуска на воду, – прим. ред.) находятся четыре подлодки стратегического назначения с ракетным комплексом "Булава" и четыре атомных субмарины тактического назначения проекта "Ясень-М".

Настоящих подлодок нам так и не показали. В воскресенье многие цеха элементарно не работали из-за выходного.
Тем не менее в механическом цехе №8 мы увидели, как десяток рабочих собирает оборудование для судов, фрезерует и обрабатывает металлы. За то, что грамотный оператор современного обрабатывающего станка умеет настроить и запрограммировать его, продумать как лучше выточить деталь, ему выплачивают 100 тысяч рублей. Есть доходы и больше. Самый большой цех на заводе занимает площадь в десять футбольных полей, а в высоту – 75 метров. Исаакиевский собор поместится.

Дорогой дневник

Третий день культурно-просветительского проекта "Ломоносовский обоз. Дорога в будущее" был еще насыщеннее двух предыдущих. Утром мы отправились в Северодвинск. В автобусах по пути слушали лекцию инструкторов об истории этого города на берегу Белого моря.

По приезде в Северодвинск мы посетили центр судоремонта "Звездочка". Я впервые посетила такое большое предприятие, побывала в цехах, наблюдала за работой сотрудников этого центра, увидела две огромные подводные лодки и посетила музей центра. По дороге в Архангельск мы прошли викторину и проверили свои знания о Северодвинске.

Во второй половине дня участники проекта посетили Архангельский краеведческий музей. В музее мне особенно запомнились выставки "Русский жемчуг" и "РеКонструкция шума". Вечером в научной библиотеке САФУ мы получили от Ольги Игоревны Берек ценные советы, которые пригодятся нам для создания качественной и красивой презентации.

Я уверена, что впереди у нас еще много насыщенных дней, в которых для скуки нет ни минуты!

Анастасия Грачева
Кострома

Мой дедушка Герман Павлов работал на заводе "Севмаш" инженером. По словам бабушки, участвовал в разработке легендарной подводной лодки "Акула". В советские годы они с коллегами делали чертежи на кульманах (чертежный инструмент наподобие мольберта – прим.ред.), без помощи компьютеров. Помню его каллиграфический почерк.

Моя бабушка Антонина Павлова была вторым секретарем горкома комсомола города. Она приходила прямо в цеха, где строились подлодки, и читала молодым комсомольцам-заводчанам лекции на общественно значимые темы. "Захожу в цех, а там корабль висит над головой размером с дом. А мне пройти под ним надо в другой цех. Ребята меня все знали, я часто выступала на разных собраниях, подхватили за руки: "Антонина Александровна, мы вас проведем". Уважали меня", – с ностальгией вспоминает бабуля молодость. Вспоминает именно в тот момент, когда я проезжаю тот самый цех.

Но основная ее работа была директором центральной библиотеки города Северодвинск. Под ее руководством в 60-х годах библиотека получила звание лучшей в РСФСР. Первый и последний раз. Бабушка ездила в Москву на ВДНХ за наградой.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

С восемью сотрудниками они умудрялись обслуживать 14 тысяч читателей. В библиотеке я нашел справочник по истории учреждения, где, среди прочих руководителей, стояло имя моей бабушки. Чувствуешь себя археологом, нашедшим клад.

50 курток в гардеробе воскресным вечером убедили меня в том, что библиотека живая. Здесь проходил литературный вечер. Учреждение оборудовано компьютерным классом, а в читальном зале пожилой дедушка внимательно просматривал прессу.

В двухэтажном краеведческом музее Северодвинска я рассчитывал найти вывешенный бабушкин портрет. Но, видимо, экспозиции сменились, и портрет отправили в архив. Работники отдела фондов музея пообещали помочь найти портрет. Расследование продолжится в Москве.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

Воспользовавшись случаем, я осмотрел музей. Меня потрясла экспозиция, посвященная основанию города. Его построили заключенные в 1936 году. А ведь многие в то время были репрессированы по надуманным обвинениям.

Позже дедушку забрали в Москву в министерство, и семья переехала. Но город не отпускал. После строительного института маму распределили... угадайте куда? Правильно. В Северодвинск. Где я и родился. Когда мне было три года, родители уехали обратно в столицу.

И спустя 24 года я появился в городе вновь. Мама, спасибо, что ты забрала меня. Ветер здесь кажется живым, пронизывая тебя до костей. И вроде температура как в Москве, но холод собачий. Я прочувствовал на себе, за что же северодвинцы получают "северные" надбавки к зарплате.

Я нашел роддом, где появился на свет. Восьмиэтажное здание из белого кирпича. В холле висят видеокамеры, на окнах стоят стеклопакеты. Стеклопакеты важная вещь в этом городе – про ветер я уже говорил.

Молодой отец и отец средних лет передают мамам еду. Внезапно у меня из глаз брызнули слезы. Я испытал сильнейший катарсис.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

На улице Юбилейная нашел дом 49, где мы жили. Отсюда мама каждый день вывозила меня на прогулку в коляске.
Я сидел на лавочке и смотрел на подъезд. Я думал о том времени, когда человек еще не сделал в жизни ни одной ошибки, не насовершал дурных поступков, не считая описанных простыней. Когда ты окружен заботой и любовью. С каждым поступком в нашей жизни мы уходим от состояния равновесия и нужно прилагать усилия, чтобы его вернуть.
И увидеть место, где у тебя был сплошной дзен – хорошее подспорье в этом деле.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

Одухотворенный, я вернулся в гостиницу к детям, с которыми мы уже успели найти общий язык. Они рассказали мне, как посетили краеведческий музей, но не в Северодвинске, а в Архангельске. А затем в Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) им дали мастер-класс по ведению презентаций. Напомним, 13 апреля участники будут защищать свои проекты в Москве.

Дорогой дневник

Встать в шесть часов утра – задача не из легких. Сегодняшний день был очень наполнен всякими эмоциями и информацией. Сначала мы поехали в Северодвинск на экскурсию на "Звездочку", где чинят атомные подводные лодки. Греет душу, что мы такие избранные и попали на закрытый объект.

После мы вернулись в Архангельск и поехали в краеведческий музей, в котором мы увидели четыре инсталляции: древнерусский быт, русский быт, жемчуг и реконструкция шума, где были представлены различные сооружения Владимира Попова для озвучивания спектаклей и фильмов. Там же нам подарили книги "Открытiе архангельско-вологодской желъзной дороги".

Мы вернулись в гостиницу, а оттуда к 20:00 мы поехали в САФУ, где у нас была первая обучающая лекция о наших будущих презентациях. Закончили мы в 21:30. Если честно, достаточно трудно, особенно учитывая, что по времени моего города лекция началась в 22:00, а закончилась в 23:30, да еще и огромное количество информации, которая под конец дня уже не очень хорошо усваивается.

Очень интересно, но очень сонно, а завтра ранний подъем и еще больше познавательной информации.

Татьяна Бачинская
Челябинск

"Это было очень полезное занятие, – делится со мной Андрей. Он родом из села Хатанга в Красноярском крае. Его проект посвящен выбору профессии. – Нам объяснили, как подать свою презентацию: как располагать материал, где разместить картинки, сколько нужно текста, – объясняет Андрей. – Я понял, почему на моих выступлениях все засыпали. Я давал слишком много интересного материала в виде текста на слайдах. Многое можно было сказать своими словами. К защите постараюсь исправиться".

Фото: m24.ru/Иван Носатов

Дневник Ломоносовского обоза


Каждый день мы публиковали путевые заметки, благодаря которым вы можете уже сегодня познакомиться с теми, чьими именами через несколько лет назовут звезды, физические законы и университеты. На начальном этапе Всероссийского ломоносовского конкурса 6 578 школьников подали свои заявки, поделившись с жюри своими достижениями и видением будущего нашей науки. Сотня избранных вошла в состав так называемого Ломоносовского обоза, который проследовал по маршруту:

  • Архангельск;
  • Емецк;
  • Вельск;
  • Верховажье;
  • Вологда;
  • Ярославль;
  • Ростов Великий;
  • Переславль Залесский;
  • Сергиев Посад;
  • Москва.

Вы по-прежнему можете почитать публикации в онлайн-дневнике ежедневно на m24.ru. У вас есть возможность увидеть страну глазами молодых и убедиться в том, что Россия полна талантов.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика